Каждый день у людей появляются идеи собственного бизнеса. В воображении рисуется картина, как все получилось и приносит прибыль. Что это нечто инновационное и нужное. А потом все забывается и остается нереализованным. Кажется, что слишком трудно и рискованно, и идея превращается в мечту. Хватит мечтать, давайте делать! Собственный бизнес – это не только аренда офиса, нахождение единомышленников или Ваш потенциал. В первую очередь необходим правильный бизнес-план.
Бизнес-план – это руководство, в котором Вы описываете свой проект, его цели, возможности и способы их реализации. Единственно правильной схемы написания нет, мы расскажем Вам лишь общие правила и дадим несколько советов.
Сперва напишите идею своего бизнеса на обычной бумаге. Оцените Ваше положение на данный момент – это точка «А». Напишите, чего в итоге хотите добиться – это «Б». Последовательно распишите этапы, которые приведут вас из «А» в «Б».
Два основных вида бизнес-плана – это план для себя и план для инвесторов. Для инвесторов нужно писать грамотно, подавать красиво, возможно немного приукрасить, но не увлекайтесь. Трезво оценивайте свои возможности, не лгите инвесторам. План для себя составляется, чтобы потом по нему и работать. Он должен быть максимально честным, себе тоже не лгите.
Оцените сильные и слабые стороны своего проекта, также оцените его возможности и что может ему угрожать – то есть нужно провести SWOT-анализ. Например: сильной стороной может быть низкая стоимость продукта Вашего бизнеса, а слабой – низкая узнаваемость у покупателей. Возможностью может быть дополнительное финансирование со стороны, а угрозой – конкуренция. Все это и распишите.
Теперь приступаем к написанию самого плана. Основные разделы и что в них писать:
- Резюме проекта – его Вы пишете скорее для инвесторов, чтобы произвести впечатление. Лучше писать его в последнюю очередь, но подавать в первую.
- Описание товаров/услуг – опишите, что Вы собираетесь производить и для кого.
- Анализ рынка – оцените рыночную среду, своих возможных конкурентов, распишите стратегию продвижения своего товара или услуги.
- Производственный план – пункт для тех, кто собирается производить какой-то продукт. Подумайте, какое Вам нужно оборудование, работники. Задумайтесь об аренде нежилого помещения – Вам нужно где-то разместить производство. Обратитесь за этим к нам, в бизнес квартал Рабочий проспект.
- Организационный план – распишите свои действия по организации бизнеса по пунктам, укажите сроки реализации каждого, укажите ответственное лицо каждого из этапов. Лучше делать это в виде таблицы. Начинайте с того, что нужно делать во-первых, что во-вторых и т. д.
- Бюджет – распишите свои единовременные и периодические затраты в виде таблиц. Рассчитайте точку безубыточности – объем продаж, который покроет расходы доходами и начнет приносить чистую прибыль.
- Результаты и перспективы – рассмотрите все варианты развития своего бизнеса. Представьте себя инвестором – вложились ли бы Вы в такой проект? Если да – то у Вас и Вашего бизнеса большие шансы на успех!